Доступная среда


Журнал инструктажа

Паспорт доступности

План мероприятий ( дорожная карта)

Политика обеспечения условий доступности

Правила этикета

Инструкция по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Положение о комиссии по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды

Положение о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов

Распоряжение №18

Распоряжение №19


 

ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

http://itd0.mycdn.me/image?id=850122279473&t=20&plc=WEB&tkn=*V0xGB8xv0uVWGA2r5zRBHMbsdMU

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 - 2020 ГОДЫ

Федеральные документы

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)

Приказ от 9 ноября 2015 года N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)

Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)

 

Разработан план мероприятий по созданию доступной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация плана позволит сделать среду детского сада доступной для всех «ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ - К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ КАЖДОГО».

 

ПОЛИТИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ И ОКАЗАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН

 

Распоряжения:

Распоряжение об утверждении плана-графика мероприятий (дорожной карты) по созданию доступной среды на 2017 г.

Распоряжение об утверждении проекта "Доступная среда" по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание дошкольного учреждения и создание рабочей группы для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам ДОУ.

Распоряжение об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.

Распоряжение о создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры.

Распоряжение о назначении ответственного сотрудника ГКДОУ ЛО «ВДСКВ» по обеспечению условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, и оказания им необходимой помощи.

Политика обеспечения условий доступности для инвалидов.

Инструкция по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, связанной с обеспечением доступности объектов и услуг ГКДОУ ЛО «ВДСКВ».

 

Положения:

Положение о рабочей группе по разработке плана мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам.

Положение о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг.

 

Должностные инструкции:

Должностная инструкция ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа персонала.

Должностная инструкция педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования).

Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.

Правила этикета при общении работников с инвалидами.

 

 

 

 

 

РАБОТА ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

http://st2.depositphotos.com/1526816/5555/v/450/depositphotos_55558265-Children-and-wheelchair.jpg

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Понятие и классификация:

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;
  • с дисфункцией речи;
  • с патологией опорно-двигательного аппарата;
  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

  • первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
  • заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
  • разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ;
  • составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе;
  • создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ;
  • реализация индивидуальной программы или маршрута;
  • проведение промежуточной диагностики и анализ;
  • консультирование родителей.

Информация для родителей:

  • —о предельно-допустимой норме учебной нагрузки;
  • —об основных образовательных программах;
  • —о дополнительных коррекционно-развивающих программах;
  • —о содержании психолого-педагогической коррекции;
  • —о возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед.учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

 

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Учитель-дефектолог:

  • обследует дошкольников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии;
  • составляет заключения по результатам обследования;
  • определяет задачи, формы, методы коррекционной работы;
  • организовывает и проводит коррекционно-диагностическую работу.

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • осуществляет укрепление здоровья детей;
  • совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учитенля-дефектолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

 

https://cdn.vectorstock.com/i/thumb-large/70/39/9817039.jpg ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ

 

 

 

 

 

 

 

1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).                              

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.

6. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.

7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам понять его.

8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.

9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.

10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.

СУЩЕСТВУЕТ ВОСЕМЬ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

 

https://pp.vk.me/c630118/v630118767/18100/Tt6LGk0aee0.jpg

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


ГКДОУ ЛО «Всеволожский сад компенсирующего вида»  принимает участие в реализации программы «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

Картинки по запросу доступная среда фото— создание в ГКДОУ ЛО «Всеволожский сад компенсирующего вида» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

— социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;

— реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

— позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

— обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня;

Программа «Доступная среда» в ГКДОУ ЛО «Всеволожский сад компенсирующего вида» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

     «Доступная среда» обеспечивает:

— выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

— осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

— даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;

— обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

      Основные задачи  программы «Доступная среда»:

1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

1.1 Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

1.2 Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

1.3 Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

2.1 Сориентировать коллектив ГКДОУ ЛО «Всеволожский сад компенсирующего вида» на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

2.2 Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

2.3 Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

3.1 Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в ГКДОУ ЛО «Всеволожский сад компенсирующего вида».

3.2 Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации де