Педагог - психолог


Нетрадиционные техники рисования для гармонизации психологического состояния ребёнка

Ребёнок также, как и мы подвержен влиянию стресса, но в отличие от нас ему сложнее справляться с ним. Вы можете помочь своему малышу вернуться в состояние гармонии, а также порадоваться вместе с ним и провести счастливые минуты. Для этого вы можете воспользоваться приведенными здесь техниками рисования или придумать свои.

Вам следует соблюдать несколько простых правил

Первое, что бы ребёнок, не нарисовал  хоть кляксу, хоть шедевр всегда относитесь к его продуктам творчества с уважением, потому что он расценивает это отношение как к нему лично. Не надо излишне превозносить его результаты творчества, это также губительно для его личности, как и недооценённость.

 Относитесь естественно, расскажите о том, что вы чувствуете, глядя на его картину, расспросите, что изображено на картине, пускай придумает историю по мотивам рисунка (это второе правило).

Третье старайтесь соблюдать границы дозволенного самим малышом. Если ваш ребёнок не хочет ничего обсуждать, объяснять, рассказывать о своём продукте творчества значит так надо. Чаще всего для него это уже отработанный материал, на котором не следует заострять внимание. Другое дело, когда ему нужно обсудить нарисованное с близкими людьми, тогда внимательно выслушайте, что ваш художник изобразил, помогайте ему и поддерживайте его. Следуйте за малышом, он даст вам понять, когда следует остановиться.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

- рисование пальчиками и ладошками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

- печать из ниток: Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

- печать из овощей и фруктов, используя разные по форме продукты можно получить разные забавные штампики, а также раскрашивать их в разные цвета.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

- отпечатки-картинки: Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги.

- печать пластилином, кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

- масляная пастель + акварель, на белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Затем кисточкой с акварелью раскрашиваем.

- отпечатки листьев: Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист.

- рисование ватными палочками вместо кисти, делаем штрихи, точечки, капельки.

- волшебные ниточки, Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается.

- монотипия: На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

- рисование мыльными пузырями, Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу.

- кляксография, для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно через трубочку дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок.

- пластилинография, на рисунок основу втираются кусочки пластилина, декорировать можно бисером, бусинами, природными материалами.

- для техники «фроттаж» потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом.


КАК   РЕАГИРУЕТ  МОЗГ  РЕБЁНКА  НА  СЛОВА  ВЗРОСЛЫХ

Исследования  различных  зон  мозга:  лобных, моторных, нижнетеменных, височных  и затылочных, которые  имеют  разное  строение,  разную  функциональную  специализацию. Эти  исследования  показывают, что  у мальчиков  и  девочек  наблюдается  существенное  различие  в функциональной  организации мозга  с первых  дней  жизни.

Роль  эмоций  в организации  таких  сложных  видов  деятельности,  как  восприятие, запоминание,  речевое  мышление  у девочек  и мальчиков  разная.

У  мальчиков  эмоции  более  избирательно  повышают  активность  тех  отделов  коры  мозга, которые  ответственны  за  организацию  той  конкретной  деятельности,  которая для  него  эмоционально  значима,  мозг  при  этом  у  мальчиков  более асимметричен,  больше  включаются  моторные  центры  коры  и  главные -  лобные  отделы. 

У  мальчиков мозг  реагирует  избирательно  и  активизируется  только  в первые  моменты эмоционального  воздействия. А потом  возникает  блок,  мозг  перестаёт  реагировать  на  эти  воздействия,  и мальчики  как бы  не  слышат  замечаний,   ни поощрений. Если  же  сигнал  не вызывает  эмоций, не  имеет  смысла  для  ребёнка, то  и  не отмечается  повышения  уровня  функциональной  активности  мозга, не включаются  ассоциативные  системы,  ответственные  за  процесс   смыслообразования.

Часто  взрослые  раздражаются  на повышенную  двигательную  активность  детей,  особенно  мальчиков,  и  взрослые  пытаются  самыми  разными  способами  ограничить  детей,  не  подозревая  о  том,  что  это  наносит  непоправимый  ущерб  не  только   двигательной  функции ребёнка, но  и  развитию  его  речи, мышления, памяти

Это связано с тем, что активизация моторных областей мозга, обеспечивая многочисленные связи с ассоциативными отделами, стимулирует развитие высших психических  функций. Особенно  это  относится  к мальчикам.  

Поэтому, лучше  не  ограничивать  активные  действия  ребенка,  а придавать  им  игровой,  познавательный  характер,  способствовать  развитию  произвольных (т.е. волевых)  движений,  составляющих  основу  наглядно-действенного  мышления.

Наблюдая  за детьми, мы  видим, что эмоции  играют  очень  важную  роль  в формировании психики, характера, поведения.  Но роль  положительных  и отрицательных  эмоций  различна.

Положительные  эмоции  создают  условия  для  оптимальной  деятельности  мозга  и  являются  стимулом  для  познания  мира,  тогда как  отрицательные  эмоции  заставляют  избегать  нежелательных  или  вредных  действий, защищают  и оберегают  детей.  Но  чрезмерное  воздействие  отрицательных  эмоций  разрушают  психику.

Иногда, наблюдаем, что  взрослые  долго  ругают  мальчика, нагнетая  эмоции, и  сердятся  оттого,  что  он  не реагирует  так же, как хотят  взрослые, думая, что  ребёнок  остаётся  равнодушен  к  их  словам.

Что  происходит  в коре  головного  мозга  у ребёнка, когда  он  воспринимает  оценки  взрослых?

Для  того,  чтобы  любая  оценка  стала  действенной,  взрослым  необходимо  осознать  и понять  роль  этических, интеллектуальных  эмоций  в  регуляции  поведения  детей  и  развития  его  интеллектуальной  и  эмоциональной  сферы.

Уже  с 3-х  летнего  возраста  начинает  формироваться  самооценка. Это  длительный  этап  в формировании  личности. Иногда  оценка  взрослых  без  учёта  детского  эмоционального  отношения  к  процессу  научения,  воспитания,  а только  фиксирует  результат,  успех  или  неуспех. В  этом  состоит  расхождение  самооценки  ребёнка  и  взрослого. Обычно  детям  нравится  всё,  что  они  сделали,  если,  особенно,  старались. У них  ещё  только  формируется  самооценка. Дети  ориентируются  на  свои  усилия,  взрослые  -  на  результат.

Исследования  показывают  различные  реакции  детей  на  оценку  их  деятельности, когда:

Собственная  самооценка  ребёнка  совпадает  с  положительной,  подтверждающей  его  личные  достоинства, успех;  при  этом  ребёнок  испытывает  положительные  эмоции (радость, гордость).

Дети, которым  нравится то, что  они  сделали,  но  взрослый  недоволен,  т.е.  оценки  взрослого  и ребёнка  не совпадают;   он начинает  плакать, кричать, либо  становится  пассивным. Происходит возможная  потеря  уверенности  в себя  либо ребёнок  перестаёт  воспринимать  упрёки  взрослых,  считая  свою  собственную   самооценку  достаточной  для  признания  успехов  в выполненной  деятельности. Т.е.,  ребенок  таким  образом  пытается  сохранить  веру  в себя,  отгораживается  от всего,  что  вызывает  у него  неприятные  чувства. Это  -  защита  незрелой  детской  психики.

Дети, которые  страдают  от  отрицательных  оценок их  деятельности  и не могут, не умеют  защитить  свою  психику. У  таких  детей  наблюдается  тенденция  к  возникновению  негативной  самооценки, негативному  отношению к взрослым, т.е.   может  возникнуть основа  негативного  отношения  ребёнка  к  процессу  научения,  далее  обучения.

Очень  часто  взрослые  бывают  озадачены  тем,  что  дети  не  реагируют  на  похвалу  или  замечание.  Иногда они  как бы  вообще  не  слышат взрослых.

Что  происходит?  Как  понять  детей? Исследования  показывают,  что  для  ребёнка  очень  важно,  имеет  ли  оценка их деятельности  взрослыми  личностный  смысл.

Оказалось, что когда детей  ругают  или  хвалят,  из  кратковременной  памяти  воспроизводится  рисунок  межцентральных  взаимодействий  в  коре  мозга, который  был  в момент, когда  ребёнок  делал  то, за  что  его  теперь  ругают  или  хвалят.

 Но  происходит  это  только  в ответ  на  значимые  оценки  различных  видов  деятельности.  

Ключиком, который  запускает  эти  сложные  механизмы,  являются  эмоции. Они  составляют  основу при  речевой  деятельности, эти  процессы  наиболее чётко  проявляются  у мальчиков. 

Слово «молодец» более  эмоционально  значимо  для  мальчиков. При этом  в коре  головного  мозга  повышается  общий  уровень  функциональной  активности, играющего  важную  роль  в  регуляции (стабилизации)  эмоциональных  состояний.

Таким  образом,  для  ребёнка  оценка  взрослых  становится  эффективной, действенной  только  тогда,  когда  она  наиболее  эмоционально  значима.

Для  мальчиков  важно, что  конкретно  оценивается  в  их  деятельности. Т.е.  мальчиков  интересует  суть  оценки (какой момент  их  деятельности  оценивается). Как показывает  практика, что оценки  эмоционально  незначимых, менее важных  компонентов  деятельности  мальчик  не  слышит.

Вы  часто  наблюдаете   у своих  детей,  когда  вы делаете  постоянные  замечания,  когда  они  не  слушаются, огорчают  вас, они  в буквальном  смысле вас  не  слышат.  В  такие  моменты  срабатывают  механизмы  сенсорной  защиты.  Мозг  ребёнка  ещё  не  зрел  и  очень  раним -  он  отключается  от  вредных для  него  влияний ( с его  точки  зрения),  чтобы  не  сломаться. Подберите  добрые  слова, и вы увидите  другой  результат.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  • Постарайтесь  не  забывать,  что  перед  вами  не  просто  ребёнок,  а мальчики  с  присущими  им  особенностями  восприятия.
  • Никогда  не  сравнивайте  мальчиков, не  ставьте  одних  в  пример  другому:  они  разные  даже  если  они  братья.
  • Не  забывайте, что  мальчики  по-разному  видят,  слышат, воспринимают  пространство  и ориентируются  в нём, а главное – по-разному  осмысляют  всё,  с чем  сталкиваются  в  этом  мире.
  • Не переусердствуйте,  требуя  от  мальчиков  аккуратности  и  тщательности  выполнения ваших  заданий.
  • Старайтесь, давая  задания мальчикам, включать  в них  момент  поиска,  требующий  сообразительности.
  • Не  забывайте не  только  рассказывать,  но  и показывать. Особенно  это  важно  мальчикам.
  • Никогда  не  ругайте  мальчиков  обидными  словами  за  неспособность  что-то  понять  или  сделать, глядя  на него  с высоты  своего  авторитета. Придёт  время, и, по крайней  мере  в каких-то  областях, он  будет  знать  и уметь  больше  вас. А  если  тогда  он  повторит  в  ваш  адрес  те  же  слова,  что  сейчас  ему  говорите вы?
  • Ругая  мальчика, изложите  кратко  и  точно, чем вы недовольны, т.к. он может  долго удерживать  эмоциональное  напряжение. Его  мозг  как бы  отключит  слуховой  канал, и ребенок перестаёт  вас слышать.
  • Не  сравнивайте  ребёнка  с  другими, хвалите    за  его  собственные  успехи  и  достижения.
  • При  первых  трудностях, неудачах  не  нервничайте  сами  и не нервируйте  ребёнка. Попытайтесь  отыскать объективные  причины  трудностей  и  смотреть  в будущее  с оптимизмом.