Учитель-дефектолог (сурдопедагог)


 ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА

Подготовка родителей к воспитанию и обучению глухого  ребенка.

Роль семьи в воспитании глухого ребенка еще важнее, чем в воспитании нормально развивающегося. Вы приняли правильное решение – в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребенка, но и заняться формированием его речи. Вы усвоили дактилологию и в достаточной степени развили технику “говорения” пальцами. Проверили у специалиста правильность дактилировання. Теперь вам необходимо усвоить и специальную педагогическую грамоту, которая во многом определит качество и успех обучения, – по существу, судьбу ребенка..

В каждой семье есть определенные нормы поведения, соблюдение которых обеспечивает согласие, дружбу, спокойную жизнь, а это первое и, пожалуй, главное условие правильного воспитания.

В связи с особенностями развития вашего ребенка, вам необходимо специально договориться со всеми членами семьи, начиная от младших школьников до бабушек и дедушек, о некоторых моментах, связанных с воспитанием. Это касается соблюдения режима проведения специальных занятий, правил общения с ребенком. Проверьте, какими навыками и умениями владеет малыш к тому времени, когда вы приступите к обучению. Придерживаетесь ли вы определенного режима? Если при выполнении его дома имеются нарушения, выясните причины этих нарушений и наметьте пути их устранения.  Проверьте, соответствует ли физическое развитие ребенка его возрасту. Как у него развиты движения (как он ходит, бегает, прыгает и т.д., что умеет делать руками), соответствуют ли они тем нормам, которые указаны вам в качестве примерных.

Проверьте наличие бытовых навыков, соответствуют ли они возрасту ребенка, и других умений, которыми он уже должен владеть (умеет ли одеться, самостоятельно есть и т. д.). С этой целью сделайте для себя схему и запишите, что умеет делать ребенок. Как радостно вам будет потом сравнить его успехи после второй, третьей проверки! Уточните, что различает на слух. Проследите, чем занят ребенок, предоставленный самому себе, и к чему проявляет особый интерес, играет ли сам, как долго, в какие игрушки и игры, какая игрушка у него любимая, с кем играет и какую игру больше всего любит. Как общается с детьми и взрослыми? Как относится к ним? Проследите, какие жесты являются наиболее употребительными, чтобы их со временем заменить словом. Проследите, какие обращения понимает с губ, что произносит сам, спрашивает ли вас ребенок о чем-либо, запишите, о чем именно. Это поможет вам в выборе занятий и бесед с ним. Как реагирует на ваши просьбы, запреты (сразу выполняет или требует многократных повторений)? О чем и как сам просит? Что на него больше и лучше действует: ласка или строгость? Ласков ли вообще?

Пронаблюдайте за всем этим и запишите. Потом прочитайте всю запись целиком. Более понятным предстанет  перед вами ваш ребенок. Начнете ли вы с ним заниматься сами или отдадите в детский сад, рекомендуем периодически повторять такого рода проверку. В этом случае вам станет яснее, чем необходимо заняться, чтобы помочь правильному развитию ребенка. В умывальне свой порядок: сначала засучить рукава, затем взять свое полотенце, которое должно быть повешено так, чтобы ребенок мог его достать. В зависимости от возможностей ребенка он либо должен сам открывать кран, либо подставлять руки под струю воды, взять мыло, намылить руки, положить мыло на место, сполоснуть руки, отряхнуть их, вытереть досуха. За столом: съедать все до конца (при этом вы должны учитывать аппетит ребенка). Мыть руки перед едой. После еды положить ложку в тарелку, вытереть губы салфеткой, кивком головы поблагодарить. Салфетку положить на место. Все это лишь примерные требования. Важно, чтобы вы отнеслись к ним серьезно, не считали их мелочью. От выполнения этих требований зависит собранность, аккуратность взрослого человека.

Для усвоения речи необходима определенная готовность ребенка. Вот почему, прежде чем обратиться к выполнению специальных задач – формированию речи ребенка, вам следует целеустремленно воспитывать у ребенка привычки и навыки, свойственные и доступные детям его возраста. Если вы не научили и не сумеете сами научить ребенка правильно сидеть, есть, умываться, выполнять доступные его возрасту движения, которые в значительной степени характеризуют уровень его развития, то едва ли вам удастся выполнить те серьезные задачи, которые стоят перед вами в связи с формированием его речи. Достигнув успеха в обучении этим умениям, можно перейти к решению специальных задач, необходимых для формирования речи.

 Первая задача. Пробудить у ребенка интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Приучить его сосредоточиваться (начиная с полминуты до двух минут) на том, что вы ему показываете. Учить его подражать вам. Развивать его память. Все это готовит ребенка к учению, в частности к усвоению речи.

Вторая задача. Воспитывать у ребенка положительное отношение и привычку к словесному общению, будь то устное слово, сказанное дактильно или предъявленное написанным. Научите воспринимать слово как обращение, указание к действию, слово как название предметов окружающего мира. Навыки эти – условие успешного формирования речи.

Третья задача. Обучить дактильному чтению, что составляет основу дальнейшего быстрого продвижения ребенка в накоплении словаря, как условие усвоения речи: Поняв смысл поставленных перед вами задач, вы будете их решать двояко: во-первых, вы будете это делать одновременно с воспитанием поведения ребенка в быту, в связи с привитием ему навыков, предписанных общей программой воспитания дошкольников. Во-вторых, вы должны по заданной вам программе в определенных условиях проводить специально подготовленные занятия. Это будут игры и упражнения, направленные на решение всех сформулированных выше задач.


Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с нарушением слуха

Особенности развития

Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.

Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребенка: слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности.

Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.

Слуху принадлежит еще одна важная роль: с его помощью ребенок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать ее с речью окружающих. Так, он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для успешного овладения детьми чтения и письма.В процессе нормального развития слуховой функции у ребенка можно выделить ряд этапов:

    • в первые часы после рождения у ребенка возникает простая реакция на звук (по типу безусловных рефлексов), когда в ответ нагромкий стук, удар, шумы происходят изменения в сосательных движениях, пульсации, дыхании;
    • на 3-м мес. у ребенка формируется способность различать звуки по высоте и тембру;
    • в 10—11 мес. формируется способность к различению слов и фраз по их интонационной и ритмической окраске;
    • в период дальнейшего формирования речи благодаря постепенному совершенствованию слуховой функции улучшается восприятие звукового состава речи, формируется способность к различению на слух всех фонем родного языка. Это является одним из необходимых условий для успешного становления детской речи.

Классификация нарушений слуха определяется характером поражения слуховой функции и состоянием речи. В зависимости от этого выделяются два вида слуховой недостаточности: глухота и тугоухость.

Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохраняются хотя бы небольшие остатки слуха. С их помощью ребенок может воспринимать очень громкие, резкие неречевые звуки (звонок, свисток), отдельные звуки речи, а иногда простые, хорошо знакомые слова, произнесенные громко около ушной раковины.

Глухота может быть врожденной и приобретенной.

В зависимости от времени возникновения различают раннюю глухоту, возникшую в период доречевого развития, и позднюю, наступившую, когда у ребенка речь уже сформировалась.

Тугоухость — поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально создаваемых условиях (усиление голоса, использование специальной звукоусиливающей аппаратуры и др.) возможности восприятия речи возрастают.

Тугоухость может быть выражена в различной степени — от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.

Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие:

- степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;

- время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении. Если поражение слуха произошло в школьном возрасте, то при хорошем владении фразовой речью ошибки в основном выражаются в оглушении звонких согласных, невнятном произношении безударных слогов, смазанной артикуляции и т. п. Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжелому расстройству речи;

- условия, в которых развивается ребенок после поражения слуха: своевременно начатые занятия дают наибольшую эффективность в работе;

- физическое и психическое состояние слабослышащего ребенка— у соматически ослабленных детей, психически малоактивных формирование речи происходит менее активно.

Для слабослышащих, потерявших речь в раннем возрасте, в большинстве случаев характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность восприятия слов на слух приводит к бедности и искаженности словарного запаса, к ограниченности значений слов, даже употребляемых в речи.

Так, наряду с многозначностью, расширенностью значений ряда слов словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.), смешиваются названия целого предмета и его частей, наблюдается взаимозамещение названий предметов и действий (рисовать — карандаш). Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением.

Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован в той степени, какая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слогов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций («Матык мат» вместо Мальчик бросил мяч).

Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, дети либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде («купай» вместо купает).

Фонетическая сторона речи изобилует многочисленными ошиб­ками в звукопроизношении, в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети со сниженным слу­хом часто смешивают в произношении слова, фонетически сходные, но различные в смысловом отношении (песок— носок).

Затруднения в дифференциации звуков на слух порождают мно­гочисленные нарушения звукопроизношения.

Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодули­рованный. Темп речи, как правило, замедленный

Письменная речь слабослышащих детей по мере ее формирования во многом отражает дефекты устной речи.

Трудности усвоения письма и чтения обусловлены не только неполноценностью слуха, но и недоразвитием фонематического восприятия речи.

Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматисеским строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста.

Рекомендации родителям:

    • Следует быть внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно попытаться понять, чего он хочет, а не отмахиваться от него.
    • Необходимо добиться, чтобы и глухой ребенок понял, что от него хотят родители.
    • Используйте жесты, чтобы дать словесное обозначение просьбе, желаниям и мыслям ребенка.
    • Приучить ребенка смотреть в лицо, на губы говорящего с ним человека, чтобы он научился считывать информацию с них.
    • Нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Например, подзывая жестом ребенка, нужно медленно и четко сказать: «Иди сюда». Эту фразу необходимо произносить всем членам семьи, когда они зовут ребенка. Так и с остальными фразами бытового характера.
    • Необходимо закреплять эти слова и фразы в игровой деятельности.
    • Следует больше играть с ребенком в разные игры. Во время игры у ребенка возникает потребность в речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву для этого.
    • Если у ребенка имеется остаток слуха, то следует развивать у него навык слушать.
    • Развитие зрительного внимание, которое так необходимо ребенку при чтении с губ. Этому очень способствует игра в лото или игра «Чего не стало?»
    • Необходимо приучить ребенку к режиму. Правильный распорядок дня приучит его к организованности, обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье.
    • Консультация специалистов.

      Рекомендации для родителей воспитанников  после кохлеарной имплантации, зачисленных в образовательную организации на тему:

      «Взаимодействие семьи и ДОУ в работе с детьми после кохлеарной имплантации»

       

      Цель: дать родителям первоначальные знания о важности взаимодействия семьи и, о методах и приемах развития речи ребёнка после кохлеарной имплантации.

      В последние годы увеличивается количество детей после кохлеарной имплантации. В настоящий момент, когда в системе российского образования активно развиваются интеграционные и инклюзивные процессы, поднимается роль, значимость и ответственность семьи, в которой такой ребенок воспитывается. Развитие ребенка в ДОУ и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Привлечение родителей к образованию и развитию собственных детей по-прежнему остается самой сложной проблемой.

      Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которые его окружают, и прежде всего с родителями. Оно влияет не только на психическое, но и на физическое развитие. После проведения операции по кохлеарной имплантации перед семьей в целом и перед ребенком в частности встает множество проблем, которые необходимо решать в течение длительного периода времени. Конечно, многое зависит от специалистов, проводящих реабилитацию имплантированного ребенка. Но коррекционно-педагогическая работа с их стороны может дать ожидаемый результат только при тесном и эффективном сотрудничестве с родителями и близкими ребенка. Это обусловлено тем, что овладение ребенком языковой системой в норме происходит в течение всего дня, а наши дошкольники проводят в ДОУ большую часть времени. Только занятий с педагогами недостаточно для того, чтобы процесс реабилитации стал успешным. Но многие родители весьма смутно представляют себе особенности обучения и воспитания детей после кохлеарной имплантации. Часто из-за своего неведения родители оказываются перед неразрешимыми проблемами в воспитании и обучении ребенка

      Как же родители и близкие могут помочь своему имплантированному ребенку?

      В домашней непринужденной обстановке можно наиболее успешно создавать и использовать ситуации для расширения словарного запаса и развития речи ребенка, для закрепления понятий, полученных в ДОУ. И результаты будут положительными, если эта работа будет вестись постоянно, целенаправленно, педагогически и методически правильно, а не стихийно, эпизодически, от случая к случаю.

      Знание требований к устной речи имплантированных детей – непременное условие успеха в этой работе. Речь должна быть по возможности внятной, двусторонней (родитель – ребенок – родитель), связной, а не отрывочной, ситуативной, естественной. Большое значение имеет обучение чтению и чтение книг в семье.

      Необходимо правильно дозировать нагрузку во время занятий. Неумеренная нагрузка, приводят к отрицательному со стороны ребенка отношению к занятиям. Возникающие порой перегрузки являются причиной недостаточного усвоения ребенком требуемого объема знаний, а отнюдь не его упрямство или лень, как иногда считают.

      Избежать перегрузок помогает игра. Она является естественной потребностью ребенка. В игре можно быстро и основательно сформировать и закрепить у ребенка понятия, которые довольно сложно дифференцируются в его речевой практике, через игру познаются окружающий мир, его закономерности, формируются представления о взаимосвязи явлений и событий.

      Важным условием в работе является использование дидактических игр. С их помощью дети с КИ качественно усваивают сложный дидактический и речевой материал. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) активизируют мыслительную речевую деятельность ребёнка. Кроме того, они предотвращают утомление, поддерживают у детей познавательный интерес, повышают эффективность коррекционной работы в целом.

      Игры подбираются совместно с учителем – дефектологом с учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей с КИ.

      Дети должны повторять слова, фразы несколько, исправлять ошибки ребенка, добиваться правильного формулирования предложения. И как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха освоения речи ребенком. Работа по развитию устной речи ребенка в семье должна закреплять и дополнять знания, полученные в ДОУ, быть органически связанной с учебной программой.

      Помимо обучения родители должны стремиться к созданию условий для всестороннего развития своего ребенка, способствовать обогащению его личного опыта. Следует поощрять интерес к наблюдениям в окружающем мире, экспериментированию, художественному творчеству, занятиям музыкой, танцами, спортом. Это могут быть экскурсии, поездки, посещения музеев, театров и т.д., воспитание интереса к чтению художественной  литературы с обязательным обсуждением увиденного или прочитанного и др., совместный отдых и занятия спортом. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье. Но в любом случае крайне важно учитывать индивидуальные психофизические возможности и способности ребенка, его интересы, стремление к сохранению личного пространства.

       

      Список литературы

      1.Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. Санкт-Петербург «КАРО» 2005.

      2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи 2010.

      3.Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи 2010.